Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры служит экспертиза ДТП, которую в тех или иных условиях граждане зачастую называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Однако ни одно из данных наименований дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это уникальное наименование более семи лет назад, подавляющее большинство судей, следователей, адвокатов, юристов продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс экспертиз, не уточняя конкретного вида экспертного исследования.

В результате такого абстрактного и общего определения данного исследования, в нашей практике довольно таки часто появляются ситуации, когда в офис какого-нибудь экспертного учреждения, где имеются вроде бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются специальные познания эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в следствии которой материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без должного исполнения, из-за чего сроки затягиваются по причине грамотности указанных выше участников судебного процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин, состояние покрытия проезжей части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и прочих объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и прочих участников по поверхности автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: ошибочное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия и прочие отрицательные условия дорожной ситуации.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить все материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для исследования необходимо полное изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Скажем, в случаях, где главным фактором ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.